Регистрация товарного знака

Товарный знак (торговая марка) это обозначение, которое призвано выделить Ваши товары или услуг от аналогичных товаров или услуг других производителей.

Товарные знаки можно разделить на следующие основные виды: словесные обозначения, изобразительные, объемные, комбинированные, звуковые.

Государственная регистрация товарных знаков (знаков обслуживания) осуществляется в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатент). Срок регистрации товарного знака составляет 12-14 месяцев.

Основные этапы регистрации товарного знака включают в себя:

  1. Проверка знака на охраноспособность
  2. Проверка товарного знака на новизну (проверка среди зарегистрированных товарных знаков и заявленных на регистрацию обозначений)
  3. Подготовка документов заявки на регистрацию
  4. Подбор классов МКТУ
  5. Ведение делопроизводства (ответы на запросы, переписка с экспертами Патентного ведомства)
  6. Получение свидетельства на товарный знак



Продление срока действия

Срок действия исключительного права на товарный знак составляет 10 лет с момента подачи заявки на регистрацию товарного знака. Для продления срока действия регистрации товарного знака его правообладателю в последний год действия необходимо подать документы на продление. Срок действия товарного знака может быть продлен на последующие 10 лет неограниченное количество раз.

За период пользования товарным знаком, могут произойти изменения, (смена адреса правообладателя, смена организационно-правовой формы компании, изменения в самом товарном знаке). Это следует учитывать при продлении знака.



Внесение изменений в свидетельство на товарный знак

В период действия товарного знака могут быть внесены изменения в его регистрацию. Изменения могут касаться самого правообладателя (смены юридического адреса, смены организационно-правовой формы компании), так и изменения в сам товарный знак (сокращение перечня зарегистрированных товаров и услуг, исключение или добавление незначительных изменений в сам товарный знак).

Необходимо помнить, что в соответствии с действующим законодательством любые изменения в товарном знаке необходимо регистрировать в установленном порядке.

Своевременное внесение изменений позволит избежать правообладателю товарного знака непредвиденных трудностей, которые могут возникнуть при передаче прав на товарный знак, защите прав на товарный знак, продлении срока действия на товарный знак.



Договор отчуждения

По договору отчуждения исключительного права правообладатель передает принадлежащее ему исключительное право на соответствующий товарный знак другому лицу - приобретателю исключительного права.

Договор отчуждения должен быть составлен в письменной форме и зарегистрирован в обязательном порядке в Роспатенте.

Наши специалисты осуществляют полный комплекс услуг по подготовке договора отчуждения, подаче документов на регистрацию, ведению делопроизводства.



Лицензионный договор

Его можно охарактеризовать, как средство «распоряжения исключительным правом» Это договор, по которому обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) — предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или средства.

Лицензионный договор заключается в письменной форме и подлежит государственной регистрации в Роспатенте.

Наши специалисты осуществляют полный комплекс услуг по подготовке проекта лицензионного договора, Подаче документов на регистрацию лицензионного договора в Роспатент; ведению делопроизводства, ответов на запросы. Также мы можем провести детальный анализ и редактирование вашего проекта лицензионного договора.



Договор коммерческой концессии (франшиза)

По договору коммерческой концессии, одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение, на срок или без указания срока, право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс, принадлежащих правообладателю исключительных прав (товарный знак, фирменный стиль, программы ЭВМ, коммерческое обозначение).

В соответствии с законодательством РФ, такие договоры подлежат обязательной регистрации в Роспатенте.

Наши специалисты осуществляют полный комплекс услуг по подготовке проекта договора франчайзинга в соответствии с требованиями действующего законодательства, регистрации его в Роспатенте.



Международная регистрация

В соответствии с Российским законодательством, товарный знак охраняется только на территории той страны, на которой он зарегистрирован. Поэтому, если сфера деятельности вашей компании выходит за рамки российского рынка, то возникает необходимость в регистрации товарного знака за рубежом.

Существуют несколько вариантов регистрации товарного знака за рубежом:

  1. Мадридская система (Мадридское соглашение и Мадридский протокол)
  2. Для получения международной регистрации подается единая заявка, на одном языке, с оплатой одной международной пошлины и указывается список стран, интересующих заявителя. Основными преимуществами данного способа регистрации знака по Мадридской системе является наличие единой заявки и единой международной пошлины, что значительно упрощает процесс регистрации и минимизирует расходы. Вместе с тем, важно помнить, что Основным условием подачи Заявки по мадридской системе является наличие зарегистрированного товарного знака или поданной заявки в России. Мадридской системой регистрации знака целесообразно воспользоваться в случае, когда вы являетесь правообладателем товарного знака в России (либо заявителем по поданной заявке на регистрацию и с большей долей вероятности считаете, что знак в России будет зарегистрирован), а также и планируете его регистрацию по меньшей мере в нескольких странах.

  3. Национальная процедура регистрации товарного знака в каждой отдельной стране.
  4. Включает в себя подачу заявки в каждую из интересующих Вас стран отдельно через патентного поверенного этой страны. В этом случае условия и сроки регистрации регламентируются ведомством каждой отдельной страны. Данной процедурой целесообразно воспользоваться, если список интересующих вас стран небольшой (1,2 страны), либо у вас нет зарегистрированного товарного знака или поданного на регистрацию обозначения в России.



Мониторинг (незаконное использование товарного знака)

Согласно п. 1. ст. 1493 ГК РФ, после публикации сведений о заявке, до принятия решения о государственной регистрации товарного знака, любое лицо вправе предоставить в ФИПС обращение в письменной форме, содержащее доводы о несоответствии заявленного обозначения требованиям ст. 1477 и 1483, которые устанавливают основания отказа в регистрации.

Данное новшество в законодательстве позволяет правообладателю зарегистрированного товарного знака пресекать действий конкурентов по возможной регистрации схожих с Вашим зарегистрированным товарным знаком обозначений еще на стадии заявки.

Наша компания предлагает услугу мониторинга товарного знака, которая включает в себя мониторинг поданных заявок на тождественные или сходные обозначения в отношении однородных товаров и услуг, поданных третьими лицами, подготовка и подача возражений против предоставления правовой охраны таких заявок.

Воспользовавшись данной услугой, правообладатель зарегистрированного товарного знака может избежать возможных рисков, связанных с регистрацией схожих знаков на имя третьих лиц и необходимости в дальнейшем вести судебные разбирательства по вопросу оспаривания подобных регистраций и использования третьими лицами обозначений сходных с его зарегистрированным товарным знаком.